Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Социальные сети

Историческая справка

30.05.2012

Солнцевский радиус Московского метрополитена — линия метро, проходящая от проектируемой станции «Деловой центр» (в районе ММДЦ «Москва-Сити», с пересадкой на действующую станцию «Выставочная» Филёвской линии) через станцию «Парк Победы» (с пересадкой на Арбатско-Покровскую линию) и далее вдоль Мичуринского проспекта и Боровского шоссе в районы Солнцево и Ново-Переделкино.

В настоящее время Солнцевский радиус рассматривается как часть будущей Калининско-Солнцевской линии метрополитена. Существующая Калининская линия («Новогиреево» — «Третьяковская») в сторону центра будет продлена на 4 перегона со станциями: «Волхонка» (пересадка на ст. «Кропоткинская), «Плющиха» (пересадка на ст. «Смоленская»), «Кутузовский проспект» (в районе гостиницы «Украина») и «Деловой центр» (в ММДЦ «Москва-Сити»). После станции «Деловой центр» поезда будут следовать по Солнцевскому радиусу — таким образом, будет образована единая Калининско-Солнцевская линия.

Рис. 1 Планировавшиеся варианты строительства метро от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки»

На рис. 1 показаны когда-либо рассматривавшиеся варианты прохождения Солнцевского радиуса через район Раменки. Краткая поэтапная хронология проектов такова:

1. В 1980-е гг. рассматривалась идея строительства в Москве нескольких хордовых линий метрополитена (когда два радиальных направления соединялись бы в единую линию, минуя центр города). Одной из таких линий была хорда Солнцево—Мытищи, и Солнцевский радиус рассматривался как часть этой хорды. Линия проходила бы в направлении центра вдоль Мичуринского проспекта, затем предполагалась станция «Мосфильмовская» в районе Мосфильмовской ул. у церкви в Троицком-Голенищеве, затем — относительно прямой участок с ещё одной (третьей) станцией «Парк Победы», перпендикулярной двум фактически построенным, и с продолжением к ст. «Деловой центр».

2. В конце 1990-е гг. идея хордовых линий была отвергнута. В 2003 г. была открыта станция «Парк Победы», состоящая из 2 подземных залов и 4 путей. Её внутренние пути относятся к Арбатско-Покровской линии (действуют сейчас), а внешние изначально предназначались для хорды Митино—Бутово (впоследствии также отменённой). Т. к. станция была уже построена с 2 залами, то было решено задействовать внешние пути для Солнцевского радиуса. Рассматривались 2 варианта пристыковки линии к ст. «Парк Победы»: с северо-запада (синяя линия на рис. 1) и с юго-востока (серая линия на рис. 1). Оба варианта предполагали своеобразную «петлю», так как подстраивались под уже построенную станцию. При «сером» варианте подхода затем следовала бы ещё одна «петля» к станции «Деловой центр», поэтому от него решено было отказаться.

С конца 1990-х гг. как основной рассматривался «красно-синий» вариант Солнцевского радиуса, на участке «Раменки» — «Парк Победы» имевший 2 промежуточные станции: «Ломоносовский проспект» (в районе пл. Индиры Ганди) и «Мосфильмовская» (на пересечении Мосфильмовской ул. и Университетского проспекта).

3. В середине 2000-х гг. фирма «Интеко» Елены Батуриной (жены бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова) запланировала построить грандиозный по масштабам бизнес-парк «Сетунь Хиллс» на пустыре возле Минской ул. и Киевского направления Московской железной дороги, напротив мечети (рис. 2).

Рис. 2. Макет бизнес-парка «Сетунь Хиллс» (в левом углу видна мечеть в парке Победы)

В угоду этому проекту на Солнцевском радиусе была запланирована станция «Минская» в районе мечети (где в данный момент никаких иных объектов притяжения пассажиропотока нет), после чего линия была протрассирована непосредственно к станции «Раменки» на пересечении Мичуринского проспекта и Винницкой ул. (синяя линия на рис. 1). В таком виде, под давлением Е. Батуриной и с использованием административного ресурса Ю. Лужкова, трасса линии была внесена в принятый в мае 2010 г. и действующий сейчас Генеральный план города Москвы.

Рис. 3. Трассировка Солнцевской линии метрополитена согласно принятому Генплану г. Москвы

Таким образом, между станциями «Раменки» и «Парк Победы» оказывалась единственная станция — «Минская» возле мечети. Иных станций на этой участке не предусматривалось и никогда не проектировалось. При этом полностью обходились стороной густонаселённые жилые кварталы по Мичуринскому, Ломоносовскому Университетскому проспектам, ул. Дружбы, Мосфильмовской ул., ул. Улофа Пальме и ул. Довженко. Станции «Ломоносовский проспект» и «Мосфильмовская» отменялись. Для жителей указанных кварталов не только исчезала пешеходная доступность к станциям новой линии, но и становился неудобным и нецелесообразным подъезд к ним на наземном транспорте.

4. В 2011 г., после отставки Ю. Лужкова, смены городской администрации и отмены строительного проекта «Сетунь Хиллс» Е. Батуриной, принятая трассировка линии становится неразумной: станция в районе мечети не будет иметь достаточного пассажиропотока, при этом густонаселённые микрорайоны продолжают не обслуживаться метрополитеном. Поэтому происходит возврат к изначально рассматриваемой трассировке («красный» вариант на рис. 1), однако, за исключением станции «Мосфильмовская» (она исключена из проекта планировки якобы в силу дороговизны и в целях сокращения сроков строительства). Станция «Минская» при этом заменяется на аварийный эвакуационный выход. Таким образом, между станциями «Раменки» и «Парк Победы» запланирована только станция «Ломоносовский проспект» в районе пл. Индиры Ганди.

Рис. 4. Предлагаемый сейчас вариант трассировки Солнцевской линии метрополитена


Возврат к списку